ГлавнаяПродуктыРешенияОтчетность через интернетУчебный центрЭлектронные торгиСкачатьО компании

История развития СМЭВ


 

 

Очередной этап внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия в российских органах государственной власти завершится 1 октября 2011 года. К этой дате на данную систему должны перейти все федеральные ведомства, заявил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Массух Илья. Сейчас создаются и тестируются веб-сервисы для системы межведомственного электронного взаимодействия. «Веб-сервисы - это маленькие программки, которые выхватывают из информационных систем ведомств то, что нужно для оказания госуслуг», - пояснил Илья Массух. На данный момент протестировано 42 веб-сервиса, к 1 октября их будет запущено около 80.

Окончательное завершение создания системы межведомственного электронного взаимодействия намечено на 1 июля 2012 года. К этой дате на нее должны перейти также все региональные и муниципальные ведомства.

Законодательство СМЭВ - список всех нормативно правовых актов по СМЭВ

 

2007-2010: ОГИЦ 

Запуск СМЭВ - не первая попытка создать такой сегмент для обмена электронными документами между ведомствами. Ранее на базе ФГУП НИИ «Восход» уже создавался Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ). Для его запуска в декабре 2007 г. председателем правительства Виктором Зубковым было подписано аналогичное правительственное постановление № 931.

2009: Постановление 478 

Одним из первых нормативно-правовых документов, регулирующих создание СМЭВ можно назвать Постановление Правительства Российской Федерации № 478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Это Постановление фиксирует, что будет строиться единая система информирования по государственным услугам, которая включает федеральный, региональный и муниципальный уровень – транзакционность будет опускаться на уровень ведомств и регионов. Плюс, что немаловажно, оно определяет точный перечень сведений по госуслугам для предоставления в сводном реестре и на едином портале.

В данном документе закреплено несколько важных моментов, а именно – назначение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ единым оператором «Сводного реестра государственных и муниципальных услуг» и «Единого портала государственных и муниципальных услуг», двухуровневая архитектура системы (реестр и портал), жестко определенный срок публикации услуги на Едином портале (5 месяцев).

2010: ФЗ-210, Постановление 697 «О единой СМЭВ» и Приказ 190

  • В июле 2010 г. президент Медведев подписал Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
  • Следующей вехой документального развития СМЭВ можно считать Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697, утверждающее «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Согласно этому документу, СМЭВ будет использоваться для «информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций (далее – органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме». В пункте 6 данного документа четко и досконально расписано, какие функции должна выполнять СМЭВ:

а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации оходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010г. №190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» стал следующим этапом развития. Это масштабный технический документ, который определяет стандарт подключения ведомственных информационных систем к СМЭВ, а также их взаимодействия через СМЭВ.

2011: Дорожная карта и 5 этапов реализации требований 210-ФЗ в СМЭВ

Для облегчения задачи по переходу государственных и муниципальных структур на систему межведомственного электронного взаимодействия, 16 мая 2011 г. Министерство экономического развития РФ разместило на своем сайте пакеты документов, предназначенных для федеральных органов исполнительной власти, а также Субъектов Федерации РФ. В пакет входит типовой план мероприятий по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и типовая форма технической готовности к переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие.

Ранее, в апреле 2011 года благодаря созданию специальной правительственной подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, которая взяла на себя, в частности, функции упомянутого архитектора СМЭВ. Первым важнейшим результатом ее деятельности стало появление «дорожной карты», предусматривающей пять этапов реализации требований 210-ФЗ.

Первый этап, о котором до апреля 2011 года фактически не было и речи, состоит в детальном проектировании, или составлении, технической карты, межведомственного взаимодействия, включая описание бизнес-процессов взаимодействия органов исполнительной власти в новых условиях.

Второй этап, ответственным за реализацию которого является Минкомсвязи, включает в себя разработку, тестирование и внедрение веб-сервисов межведомственного взаимодействия. На базе этих сервисов будет построена система структурированного электронного документооборота, которая позволит информационным системам разных ведомств обмениваться друг с другом данными без участия госслужащих. Это, правда, не будет означать полного отказа от традиционного документоборота, то есть обмена неструктурированными документами в электронной и даже в бумажной форме, однако общее число документов и запросов, которые циркулируют «в коридорах власти», в будущем уменьшится на порядки.

К тому же для граждан, которые не вполне освоили современные компьютерные технологии, будет сохранена прежняя схема получения госуслуг. Именно для их обслуживания в России разворачивается сеть многофункциональных центров (МФЦ), реализующих так называемый принцип одного окна. В 2009 году в стране насчитывалось 94 таких центра, к концу 2012 года их число должно перевалить за 800. При этом обмен информацией между МФЦ и ведомствами все равно будет осуществляться через СМЭВ.

Третий этап. Грядущие изменения требуют приведения нормативно-законодательной базы в соответствие с новой архитектурой межведомственного электронного взаимодействия, что составляет суть третьего этапа «дорожной карты». Значительная часть этой работы уже выполнена благодаря вступлению в силу с 1 июля 2011 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тем не менее считать ее полностью законченной еще рано.

Четвертый этап связан с построением инфраструктуры электронных госуслуг и межведомственного взаимодействия, включая развертывание системы удостоверяющих центров. К настоящему времени эта работа практически завершена, начато нагрузочное тестирование построенной инфраструктуры, однако, по словам Попова, у правительства до сих пор нет полной уверенности в том, что данная инфраструктура сможет «переварить» нагрузку, которая возникнет после ввода СМЭВ в эксплуатацию. По утверждению исполнителей проекта, технических проблем, относящихся к инфраструктуре, на федеральном уровне сегодня не существует, однако подключение к ней отдельных субъектов не отлажено до конца.

Пятый этап реализации проекта предлагает проведение комплекса мероприятий по обучению сотрудников многочисленных ведомств работе с новой системой.

Реализация межведомственного электронного взаимодействия — проблема не столько техническая, сколько организационная, ведь речь идет не просто о переводе госуслуг в электронный вид, а об изменении сложной цепочки бизнес-процессов, обеспечивающих их предоставление. Другими словами, заметное упрощение процедуры получения госуслуг это лишь вершина айсберга, за которой скрывается принципиальное изменение схем взаимодействия органов исполнительной власти по всей вертикали, вплоть до муниципалитетов.

Охват остальных регионов должен заметно упроститься благодаря стандартизации регламентов и типизации госуслуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях. Подобная унификация будет поддержана и инфраструктурно: в каждом регионе разворачиваются региональные СМЭВ, которые и обеспечат взаимодействие соответствующих ведомств.